?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Среди источников по средневековой и новой истории Абхазии дореволюционные грузинские произведения имеют особое значение с точки зрения содержательности в силу географической близости грузин и знания ими местных реалий.
Среди этих грузинских текстов наиболее ценные, на мой взгляд, те, которые написаны представителями непосредственных соседей абхазов – западными грузинами и в первую очередь мегрелами.
В этой связи особое место занимает написанный в первой половине 19-го века труд «История грузин» мегрельского князя Нико Дадиани.
Важность этого источника можно проиллюстрировать тем фактом, что автор говоря о Сухуме исключительно использует коренное абхазское наименование Аку (в современном абхазском - Аҟәа). По не совсем ясным причинам новейшие грузинские историки игнорируют это многозначительное обстоятельство - для них столица Абхазии всегда только Сохуми или Цхуми.
Для большей наглядности вот вырезки из текста источника (СМОМПК):

Comments

( 31 comments — Leave a comment )
georgiaonline
Oct. 26th, 2010 12:43 pm (UTC)
а какой из них оригинал - русский или грузинский текст?
misha_jergenia
Oct. 26th, 2010 07:07 pm (UTC)
Оригинал на-грузинском естественно. Взято это из 31-го выпуска Сборника материалов для описания местностей и племен Кавказа от 1902 г. Издано в Тифлисе. Книжку можно достать в центральных библиотеках Москвы и, думаю, Тбилиси. Может скан найдете и в интернете если сильно интересует.
misha_jergenia
Oct. 26th, 2010 07:10 pm (UTC)
в источнике двуязычный текст
(no subject) - georgiaonline - Oct. 26th, 2010 07:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - misha_jergenia - Oct. 26th, 2010 07:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - misha_jergenia - Oct. 26th, 2010 07:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - georgiaonline - Oct. 26th, 2010 07:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - misha_jergenia - Oct. 26th, 2010 07:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - georgiaonline - Oct. 27th, 2010 05:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - khintba - Oct. 27th, 2010 01:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - georgiaonline - Oct. 27th, 2010 01:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - khintba - Oct. 27th, 2010 02:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - abk2008 - Oct. 26th, 2010 08:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - misha_jergenia - Oct. 26th, 2010 08:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - khintba - Oct. 27th, 2010 01:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - misha_jergenia - Oct. 27th, 2010 03:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - abk2008 - Oct. 27th, 2010 06:45 pm (UTC) - Expand
abk2008
Oct. 26th, 2010 12:48 pm (UTC)
См. стр. 3 http://lup.lub.lu.se/luur/download?func=downloadFile&recordOId=528704&fileOId=624449

См. п. 9.6.1. http://www.abkhazworld.com/Pdf/Abkhaz_Loans_in_Megrelian_Chirikba.pdf

Интересно, когда в западной Грузии стали употреблять слово Сохуми?
misha_jergenia
Oct. 26th, 2010 07:08 pm (UTC)
Да, это загадка, которую в Грузии думаю разгадать не сумеют.
a_shamugia
Nov. 1st, 2012 08:29 pm (UTC)
=Интересно, когда в западной Грузии стали употреблять слово Сохуми?=

западная грузия большая. но что касается мегрельского - думаю სოხუმ - это совсем новодел. может быть в сенаки или абаше так и говорили, но не у нас. в 20 веке в мегрельский вошло огромное количество грузинских заимствований - которые очень быстро вытеснили коренные слова - их теперь уже и не помнит никто. в т.ч. топонимики. აყუჯიხა или აყუშჯიხა я совершенно точно слышал от деда.
abk2008
Oct. 26th, 2010 08:36 pm (UTC)
Что за топоним Хупу? Средняя страна — Абжуа?
misha_jergenia
Oct. 26th, 2010 08:49 pm (UTC)
Хупу - это как я понимаю неправильное прочтение известного из других грузинских источников топонима "Зупу" (х (ხ) и з (ზ) в грузинском похожи), что происходит видимо от абхазского Бзып. Шуа сопели - правильней видимо переводится "срединное владение(село)" вроде соответствует Абжуа.
khintba
Oct. 27th, 2010 07:31 am (UTC)
Прекрасная, содержательная беседа! Супер!!!
А йеху этого ты забанил что-ли?))))
misha_jergenia
Oct. 27th, 2010 12:41 pm (UTC)
спасибо)
да, того кто больше меня решил написать я забанил
khintba
Oct. 27th, 2010 01:22 pm (UTC)
Это он не написать решил, а завалить своим протухшим мусором. Йеху, одним словом!))))
kavkazmonitor
Oct. 29th, 2010 12:53 pm (UTC)
А Дадианв каком веке писал что Аку тождественно Сухуми? После 16 века ?
misha_jergenia
Oct. 29th, 2010 06:52 pm (UTC)
по-моему, все написано выше. Вы можете сразу высказать свое мнение по данному вопросу(даже если оно придумано не вами, безосновательно, затерто до дыр и вообще "не в кассу"), не переспрашивая
(Screened comment)
(no subject) - misha_jergenia - Oct. 29th, 2010 07:55 pm (UTC) - Expand
(Screened comment)
(no subject) - misha_jergenia - Oct. 29th, 2010 08:32 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
misha_jergenia
Feb. 12th, 2012 08:12 am (UTC)
я понимаю ваши страдания))) вы видимо очень переживаете)) этим наверно обусловлено то, что ваши доводы либо не имеют отношения к вопросу (1,2,3), либо просто не соответствуют действительности (4 - прочитайте внимательно все комментарии)
(Deleted comment)
(no subject) - misha_jergenia - Feb. 12th, 2012 08:21 pm (UTC) - Expand
( 31 comments — Leave a comment )